Определена эффективная стратегия предупреждения суицидов

Определена эффективная стратегия предупреждения суицидов

Проведение в школах Программы осведомленности молодежи о психическом здоровье (Youth Aware of Mental Health Programme, YAM) снизило частоту попыток суицида и возникновения тяжелой степени суицидального мышления среди подростков

Общие сведения
Суицидальное поведение у подростков является серьезной проблемой общественного здоровья и крайне необходимы научно обоснованные профилактические программы. Нашей целью было исследование эффективности программ вмешательства для профилактики суицидального поведения на базе школ. Методы

Исследование по сохранению и поддержке молодых жизней в Европе (Saving and Empowering Young Lives in Europe, SEYLE) это многоцентровое, рандомизированное по кластерам, контролируемое испытание. Выборка в SEYLE состояла из 11 110 учащихся-подростков, средний возраст которых составлял 15 лет (межквартильный размах [МКР] 14–15), которые были набраны из 168 школ в странах Европейского Союза. Мы в случайном порядке распределили каждую школу в одну из трех групп программы вмешательства либо в контрольную группу. В число средств вмешательства входили: (1) Вопрос, совет и направление к специалисту (Question, Persuade, and Refer, QPR) обучающий модуль для оберегающего молодежь сотрудника, предназначенный для учителей и другого персонала школ, (2) Программа осведомленности молодежи о психическом здоровье (YAM), ориентированная на учеников, а также (3) Скрининг профессионалами (ProfScreen) с направлением к специалистам учащихся, находящихся в группе риска. С помощью генератора случайных чисел каждая школа была в случайном порядке распределена в одну из групп средств вмешательства (или в контрольную группу), и участники этой группы не знали о средствах вмешательства, применяемых в остальных трех группах исследования. Первичным критерием эффективности было количество попыток суицида, предпринятых к 3-му месяцу и к 12-му месяцу последующего наблюдения. Анализу подверглись все учащиеся, данные которых были доступны в каждой временной точке, за исключением тех, которые когда-либо предпринимали попытки суицида либо проявляли суицидальное мышление тяжелой степени на протяжении 2 недель до исходного уровня. Данное исследование зарегистрировано в Германском реестре клинических исследований под номером DRKS00000214.

Результаты
С 1 ноября 2009 года по 14 декабря 2010 года 168 школ (11 110 учащихся) были случайным образом распределены по группам средств вмешательства (40 школ [2692 учащихся] в группу QPR, 45 школ [2721 учащихся] в группу YAM, 43 школы [2764 учащихся] в группу ProfScreen, и 40 школ [2933 учащихся] в контрольную группу). За 3 месяца периода последующего наблюдения значительного различия между группами реализации средств вмешательства и контрольной группой не наблюдалось. За 12 месяцев последующего наблюдения программа YAM продемонстрировала значительное снижение частоты возникновения попыток суицида (соотношения шансов [СШ] 0,45, 95% ДИ 0,24–0,85; p=0,014) и суицидального мышления тяжелой степени (0,50, 0,27–0,92; p=0,025) по сравнению с контрольной группой. В группе YAM у 14 учащихся (0,70%) зарегистрированы попытки суицида за период 12 месяцев последующего наблюдения по сравнению с 34 учащимися (1,51%) в контрольной группе, а суицидальное мышление тяжелой степени зарегистрировано у 15 учащихся (0,75%) в группе YAM по сравнению с 31 учащимися (1,37%) в контрольной группе. За период проведения исследования ни один из участников исследования не завершил суицид.

Интерпретация
Программа YAM продемонстрировала свою эффективность в снижении количества попыток суицида и возникновения суицидального мышления тяжелой степени у подростков, учащихся в школах. Эти результаты доказывают пользу данной универсальной программы вмешательства для предупреждения суицидов в школах.